Личность писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита»

У каждого своя муза, надо следовать за ней.

Из письма М.А.Булгакова брату.

Цели:

  1. Донести до сознания учащихся своеобразие личности писателя, его тонкого духовного мира, его глубоких творческих озарений;
  2. способствовать воспитанию чувства прекрасного, умения размышлять;
  3. способствовать развитию устной монологической речи, воображения.

Вид урока: заочная экскурсия в дом-музей Булгакова (Москва, Б.Садовая, 10)

Наглядность: портреты Булгакова, зеркало, печатная машинка, рисунки с изображениями Маргариты, Мастера, Воланда, кота, иллюстрации к произведениям, лампа, кресло с пледом, фонарь при входе в класс.

ТСО: компьютер

Ход урока:

Слово ученика (в роли Булгакова. Сидит в кресле, потом встает):

       Верите ли вы в настоящую, верную, вечную любовь? Кто сказал вам, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь! – это обращаюсь к вам, людям 21 века,  я, Михаил Афанасьевич Булгаков. Каждому будет дано по его вере. Маловерные погибнут, неверующие уйдут в небытие, но крепкие и сильные духом спасутся, вера освещает их путь во мраке. Верую, верую – повторяю я вслед за ними.

Слово учителя:

        И мы верим.  Верим Вам, наш гениальный Мастер. Мы следуем  в мир, созданный Вами, в мир, где рождались, жили и уходили в вечность Ваши идеи…

Слово ученика:

       15 мая 1891 года в семье профессора  Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны в Киеве рождается  первый ребенок – сын Михаил. Булгаков родился в культурной, интеллигентной семье, атмосферу которой впитал на всю жизнь. После окончания киевского университета работал в военных госпиталях, служил в армии, печатал первые произведения. Еще в гимназические годы он начал увлекаться театром, будучи студентом университета, слушал лекции по истории театра. В Москву Булгаков приехал в 1921 году, «чтобы остаться в ней навсегда».

Слово учителя:

Прогуляемся по Большой Садовой улице до дома, где жил и творил писатель. В этом районе Москвы планировали строительство фабрики, но, к счастью, замысел не воплотился в жизнь. Построили дома, в которых и стали селиться люди. Дом Булгакова, в котором сейчас расположен музей, находится в глубине двора. Мы входим во двор, открывая витую тяжелую решетку. По обеим сторонам небольшой арки рисунки в полстены к роману «Мастер и Маргарита» (демонстрация слайдов).

Слово ученика (в роли литературоведа):

Роман «Мастер и Маргарита» - особенное произведение в жизни и творчестве Булгакова. Последний закатный роман. Он работал над ним до последнего часа своей жизни, считая, что у каждого своя Муза и  надо следовать ей.

Слово учителя:

Эти слова станут эпиграфом нашего урока, запишите, но к смыслу этих слов мы еще вернемся. Продолжай.

Слово ученика (в роли литературоведа):

Булгаков следовал своей Музе. Самым главным делом для него  стала литература. Он публиковался во многих газетах и журналах Москвы, знакомился с писателями. Молодой человек к тридцати годам почувствовал, что его судьба – быть не лекарем, а писателем. Дни были отданы работе для заработка, а вечера и ночи на Садовой – для души, где вызревала серьезная булгаковская проза и драматургия.

Слово учителя:

Куст ассоциаций

На доске записано «Булгаков». Какие у вас ассоциации, когда я произношу это слово?

Культура     интеллигентность театр Муза литература проза и  драматургия

Слово учителя:

Булгаков   обладал редким лирическим даром, который он реализовал в своих произведениях. До создания романа «Мастер и Маргарита» он написал    произведения, которые стали гордостью русской прозы и драматургии – роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце», пьесу «Бег», «Театральный роман», роман «Жизнь господина де Мольера», пьесу о Пушкине «Последние дни».

Слово учителя: Вам было дано задание подготовить материал о романе «Белая гвардия». Каждая группа должна сейчас выслушать подготовленный материал, обсудить, выбрать самое необходимое и представить остальным слушателям.

Исследовательская беседа.

Общий вывод после обсуждения:

      Роман «Белая гвардия» рисует историю киевской семьи Турбиных, конец белого движения на Украине. Роман запечатлел глубокую драму представителей русской потомственной интеллигенции,  не принявших революции. Оказавшись в белом стане, главные герои Алексей Турбин и Мышлаевский переживают духовную трагедию, крах своих жизненных представлений. Им, героям внутренней чести, писатель противопоставляет нравственных антагонистов – Шервинского, Тальберга, «людей рассчитанной карьеры», без Бога в душе. В пьесе звучит идея обреченности старого мира и, в первую очередь, белогвардейского движения.

    Булгаков, обратившись к изображению «русской усобицы», сумел утвердить идею человечности, самоценности жизни, непреложности традиционных нравственных ценностей.

Слово учителя:

    Вы, безусловно, прочитаете эти произведения, а мы вновь в арке, которая ведет во двор дома Булгакова.

Вопрос: Кто изображен на рисунках?

Верно вы узнали. Это герои романа «Мастер и Маргарита».

Вопрос: Кого вы можете назвать?

Воланда, Иешуа, Пилата, кота, Маргариту, борова…

Вопрос: Что вы знаете об истории создания романа?

Заполним таблицу «Знаю, узнал, хочу знать»

Знаю

Узнал

Хочу знать

    Слово учителя:

Я раздаю карточки с текстом.

Вы графическими значками пометьте  + - знал, ? – непонятно, - не согласен, * - могу дополнить.

ИНСЕРТ

    Булгаков читал роман «Мастер и Маргарита» сначала  своим знакомым, причем роман, отличавшийся большой политической остротой, произвел большое впечатление на слушателей. В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда». Но этот вариант был сожжен самим писателем, остались одни корешки рукописи. Когда возобновилась работа, в черновых набросках появились Маргарита и ее спутник – будущий Мастер. Из-за работы в Большом театре Булгаков не успевал выправлять написанный текст, и у него возникла мысль оставить работу в театре. Роман признавался главным делом жизни, призванным определить судьбу писателя. «Дописать, прежде чем умереть!» - записывает Булгаков на полях одной из страниц, чувствуя приближение роковой болезни – нефросклероза.

       Уже в ранних редакциях романа действие начиналось со сцены на Патриарших прудах, был и сеанс черной магии, и сцена с фантастическими деньгами, и похороны Берлиоза. При подготовке к написанию романа Булгаков много читал: Библию, русскую и зарубежную классику, «Жизнь Иисуса» Э.Ренана, Ф.Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», А.Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета», Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», словарь Брокгауза и Эфрона, работы по демонологии, изучал работы художников. Исследователями подсчитано, что всего в романе 506 персонажей. Первый вариант Булгаков завершил в 1934 году, а последний – в 1938г. При жизни писателя роман не публиковался, хотя в течение 20 лет жена писателя Елена Сергеевна предпринимала 6 попыток пробиться через цензуру. В конце 1966г. журнал «Москва» все-таки публикует роман, при этом было изъято 12% текста. Появление романа, который прочитали далеко не все, пусть даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие. Издавать произведения Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XXв.

      Роман пользуется огромной популярностью, вниманием, как со стороны читателей, так и со стороны критиков-литературоведов.

Слово учителя:

      Роман «Мастер и Маргарита» имеет очень сложную композицию. Литературоведы выделяют в нем три разных мира: ершалаимский времен Иисуса Христа, современный автору - действие происходит в Москве, вечный надмирный потусторонний.

Вопрос: Почему действие происходит в современной Булгакову обстановке понятно, но как объяснить параллельное обращение писателя к евангельским событиям двухтысячелетней давности, к миру потустороннему?

В группах вы должны обсудить ответ на этот вопрос и аргументировано доказать свое мнение.  

Групповая работа

Общий вывод после обсуждения:

     Булгаков создал необычное произведение – «текст в тексте», «роман в романе». Параллельно к повествованию о событиях в Москве, в которой появился сатана, дьявол, разворачивается действие романа Мастера о временах евангельских. Читатель постоянно должен переключаться с одного текста на другой, и это переключение и несет в себе основной смысл. Такую двухуровневую композицию романа исследователи сравнивают с народным вариантом – театром вертепом. Вертепный спектакль – народный вариант мистерии, персонажами которой были одновременно фигуры божественного и сатанинского характера, изображавшие борьбу светлого и темного начал. Конечно, сходство с вертепом больше внешнее.

      Смысл такого обращения писателя к евангельским образам и сюжетам в глубокой внутренней связи. Советское время, в которое жил писатель, несло отказ от веры в Бога, атеизм, уничтожение всех духовных свобод, господство жестокой власти и цензуры, уничтожение инакомыслящих, беспрекословное подчинение руководящей линии партии, слежку ГПУ. Времена христианские, к которым обращается писатель, также были очень сложными. Иудея времен Христа находилась под властью римлян. Понтий Пилат, прокуратор, управляющий Иудеей, испытывал ненависть к иудеям, желал уничтожить их законы, его обвиняли в «невероятных преступлениях», считали жестоким. Но вопрос стоял не только об управлении Иудеей, а о судьбах человечества вообще. Ведь в той Иудее почти 2000 лет назад Синедрионом, Пилатом и толпой был вынесен приговор «бродячему философу Иешуа Га-Ноцри». История вернулась на круги своя.

Слово учителя:

     Да, на Садовой 302-бис тоже будет интересная история. Услышим истории от самих персонажей романа (на стене демонстрируются слайды с изображением героев).

Слово ученика (в роли Воланда):

      Я – Воланд, князь тьмы, сатана, «дух зла и повелитель теней». Воланд – одно из имен дьявола в немецком языке. Образ мой имеет обширную литературную родословную: искушающий Еву змей, дух пустыни, Мефистофель в «Фаусте» Гете, «Демон» Лермонтова, «Влюбленный дьявол» Жака Казота, черт в «Братьях Карамазовых» Достоевского, Демон Врубеля. В романе мне не дана искушающая функция, я не делаю зла, но вскрываю зло повсюду, уничтожаю то, что подлежит уничтожению. Для нечестных мошенников я – наказание, для высшей духовности и истины – благо.

Слово ученика (в роли Мастера):

     Я - историк, сделавшийся писателем. Я во многом автобиографический герой. Мой возраст в момент действия романа - это в точности возраст Булгакова в мае 1929г. Историк по образованию, я  работал в одном из московских музеев. Был женат, но не помню имени своей жены, жил «одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве». Бросил жену, комнату, купил  книги, снимаю подвальчик на старом Арбате и пишу  роман о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Роман принес мне много горя, страданий, но и дал настоящую любовь.

Слово ученика (в роли Маргариты):

       Мое имя Маргарита - любовь. Я напоминаю гетевскую Маргариту, но моим прототипом также послужила жена писателя – Елена Сергеевна Шиловская. Я  бросаю богатого, обеспеченного мужа ради любви к Мастеру, написавшему гениальный роман о Понтии Пилате. Продав душу дьяволу, я спасаю Мастера, и мы обретаем вечный покой.

Слово ученика (в роли Понтия Пилата):

       Я – пятый прокуратор   (наместник) Иудеи в конце 20-х – 30-гг. н.э., при котором был казнен Иисус Христос. Сын короля звездочета и красавицы Пилы. Бесстрашный воин и умный политик. Люди считают меня жестоким, в  Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище. Встреча с бродячим философом Иешуа будит во мне истинную человечность.

Слово ученика (в роли Иешуа):

        Родителей я своих не помню, отец мой был, кажется, сириец. Выступаю как носитель высшей истины – истины доброй воли, согласно которой «человек может делать добро помимо и  вопреки всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону». Я утверждаю, что злых людей нет на свете. А всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет никакой власти.

Слово учителя:

      Мы вновь во дворе дома-музея Булгакова. Писатель занимал в доме слева несколько комнат на первом этаже. Небольшой барельеф при входе в музейные комнаты напоминает посетителям героев булгаковских произведений. Входим по небольшой лестнице. Обратите внимание, лестница – знаковый предмет в романе «Мастер и Маргарита». Широкая величественная лестница ведет во дворец прокуратора Иудеи, по лестнице поднимаются гости на бал сатаны (наверху лестницы их встречают Маргарита, Коровьев, кот).

       В коридоре, ведущем в комнаты Булгакова, стоит огромное, в витой раме, зеркало. Также примечательный предмет: из зеркала появляется «свита» Воланда в «нехорошей» квартире под номером 50. Посмотрите, как отражаются в зеркале посетители музея! Следует напомнить, что зеркало считается предметом, «проводящем» в этот  мир потусторонние силы, открывающем путь в параллельные миры.

        Квартира Булгакова невелика, но и это жилье он получил не сразу. Отсутствие жилья было тяжелейшим обстоятельством его жизни. Как пишут исследователи, уютный дом, книги, добротная одежда, хорошо сервированный стол являлись для него нормой жизни. Мечта о крыше над головой не оставляла его.

           Первая комната… В ней скульптурка, которая изображает Булгакова сидящим на скамейке на Патриарших прудах.

Вопрос:

Пофантазируйте: о чем размышляет писатель?

Дерево фантазий

Слово учителя: Вспомните, с чего начинается роман?

«Крупный» литератор М.А.Берлиоз и молодой поэт Бездомный беседуют на Патриарших прудах с дьяволом. Патриаршие пруды – место в центре Москвы, недалеко от дома Булгакова. Писатель часто прогуливался здесь, бывал у друзей.

Слово учителя:

Каким человеком был Михаил Афанасьевич? Что им пережито?

Под стеклом – диплом врача и врачебные инструменты писателя.

Всмотримся в многочисленные фотографии.

  1. Фотография «Михаил Булгаков – выпускник университета». Она запечатлела Булгакова в студенческие годы.

⌂ Уже в студенческие годы выработались качества, которые останутся с Булгаковым на всю жизнь, - безоглядная прямота, неуклончивость и чувство собственного достоинства.

  1. Фотография сестер Булгакова – Нади, Лели, Вари, Веры и брата – Николая Афанасьевича (видного ученого-бактериолога).
  2. Родословная Михаила Булгакова.

Своим единственным и любимым учителем считал Булгаков писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  1. Много фотографий последней жены Булгакова – Елены Сергеевны, Музы писателя.

⌂ После кончины Булгакова смыслом жизни Елены Сергеевны стала публикация романа. Она сама перепечатала его и была его первым редактором. Елена Сергеевна перепечатывала роман дважды – в 1940м и в 1963м. гг.

  1. Личные вещи писателя – пистолет, фуражка.

⌂ «Борьба с цензурой, какой бы она ни была, мой писательский долг…» из письма правительству СССР.

  1. Фотографии, запечатлевшие писателя в последние дни его жизни. Булгаков болен, лежит в постели.

⌂ «Чтобы знали, чтобы знали» - прошептал Булгаков на смертном одре наклонившейся над ним Елене Сергеевне, думая о судьбе своих ненапечатанных книг.

На стенах комнат – иллюстрации к произведениям Булгакова, работы современных нам художников.

Вопрос:

Какие эпизоды романа рисуют художники?

Какие краски используют?

Совпадают ли ваши представления о героях с представлением художников?

Каких героев нарисовали бы вы? Почему?

Групповая работа, оформление флип-чатов

Слово учителя:

      Обратите внимание, в углу комнаты – пианино, которое принадлежало семье Булгаковых. О роли музыки в жизни и творчестве Булгакова послушайте доклад ученика… (2-3 минуты).

        В доме-музее Булгакова находятся два ящика. Первый – почтовый ящик писем Любви. Прочитайте, что на нем написано:

«С восьмидесятых годов существует традиция оставлять на 302-бис послания с пожеланиями любви и вдохновения. Это место стало мистическим для многих. Кто-то нашел свою половинку, кто-то помирился с любимым человеком, кто-то добился признания своих талантов».

Второй – ящик писем Мастеру. На нем ничего не написано, но, думаю, имеется ввиду не только герой романа, но и сам Булгаков, признанный гений, Мастер.

Творческая мастерская

Напишите небольшое послание Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Подумайте, о чем напишите… Может, быть, о чем-то спросите писателя?

Далее зачитываем несколько посланий (можно приготовить заранее).

Инсценирование:

Предлагаю посмотреть приготовленные заранее мини-сценки из романа.

1. В театре «Варьете»

Воланд (величественно):  Кресло мне (садится). Скажи мне, любезный Фагот, как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?

Коровьев (негромко, но почтительно): Точно так, мессир.

Воланд (тяжелым басом): Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. Появились …как их…трамваи, автомобили. Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны, сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

Кот: Да, это важнейший вопрос, сударь.

Воланд: Покажи им, Фагот, для начала что-нибудь простенькое.

Коровьев (в руке пистолет, громко):  - Авек плезир! Раз, два, три! (стреляет). Хватайте червонцы, граждане! (выкрикивает).

2. В квартире № 50.

Кот (в лапах – примус): Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

Командир (бросая сеть): Ну-с, неприкосновенный чревовещательный кот, пожалуйте сюда.

Кот: Все кончено, отойдите от меня на секунду, дайте мне попрощаться с землей. Единственно, что может спасти смертельно раненого кота, это глоток бензина (выпевает из чайника).

(инсценирование стрельбы из пистолетов, попыток схватить кота).

Кот: Я совершенно не понимаю причин такого резкого обращения со мной…

Воланд (голос записан на пленку): Что происходит в квартире? Мне мешают заниматься.

Коровьев (голос записан на пленку): Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора.

Кот: Извините, не могу больше беседовать.  Нам пора.

Слово учителя:

Какие слова мы возможно уже теперь добавим к нашей круговой схеме «Булгаков»? Почему?

Безусловно, Булгаков еще не открыл нам все свои тайны. Но откроет их нам при следующих встречах.